Пятница, 19.04.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Мини-чат
200

У системы нет другого пути

для упорядочения работы ее компонентов

как фокусирования степени их участия

в конечном результате.

П.К.Анохин
 
 

Глубокие социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации и системы образования, которая является стратегическим ресурсом экономического роста через обеспечение подготовки конкурентоспособных производительных сил.

Сегодня очевидно, что реализация стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы - возможна через серьезные изменения, а именно:

-       новые образовательные стандарты;

-       индивидуализацию образования (в первую очередь через профильную старшую школу);

-       новую систему оценки качества образования;

-       становление новых организационно-правовых форм в общем образовании;

-       участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);

-       систему предшкольного образования;

-       информатизацию общего образования.

Каждая из этих позиций требует ясного понимания, принятия глубокого изучения сути простым учителем и руководителем. К нашему сожалению, до сего времени значительная часть педагогов имеет  весьма смутные представления об этом.

Сложившаяся ситуация требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах повышения квалификации  педагогов.

Как известно, от профессионализма педагогов и их общей культуры напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Руководитель и педагог являются связующим звеном в цепи «наука-практика».

Это требует качественного обновления всей системы повышения профессиональной квалификации педагогов, интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта.

Все это находит отражение в практической деятельности педагогического сообщества малого города Оренбуржья - Сорочинска.

По завершению реализации муниципальной программы «Педагогические кадры г. Сорочинска 2003-2006гг» были решены вопросы:

-       о повышении образовательного уровня учителей (сегодня 81% педагогов имеют высшее образование, третий год работает представительство государственного педагогического университета в г. Сорочинске по трем факультетам, где обучаются заочно 42 педагога школ города);

-       отработана система прохождения курсовой подготовки педагогов: 20% педагогов ежегодно повышают свой профессиональный уровень;

-       значительно повышен уровень категорийности педагогов: 83% учителей имеют квалификационную категорию;

-       68% руководителей ОУ прошли обучение на курсах «Менеджмент организации» и имеют высшую квалификационную категорию;

-       все специалисты ОО и методисты ГМК прошли курсовую подготовку и процедуру аттестации на предмет соответствия.

Таким образом, у нас появилась возможность и потребность качественного обновления повышения профессиональной компетентности наших педагогов и руководителей, обновления его содержания и форм:

-       краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

-       краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогического коллектива;

-       проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;

-       проблемные предметные курсы для учителей одной предметной области;

-       дистанционное обучение;

-       обучение по индивидуальному маршруту;

-       Интернет – форумы, конкурсы, ЧАТЫ, Интернет - государство учителей;

-       фестиваль открытых уроков;

-       методические семинары, семинары-практикумы;

-       открытые методические площадки на базе ОУ победителей ПНПО;

-       методические дни, недели в ОУ;

-       участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

В последние 3 года значительно расширен диапазон взаимодействия с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского Государственного Педагогического Университета.

Наряду с традиционной курсовой подготовкой при институте, практикуется проведение курсовой подготовки педагогов на месте, проведение  проблемных курсов для групп педагогов из разных ОУ, работающих над реализацией обозначенной проблемы или для всего педагогического коллектива в целом.

Успех инновационной деятельности, связанный с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, во многом зависит от продуктивного взаимодействия коллективов образовательных учреждений как друг с другом, так и с методическими учреждениями разного уровня.

По нашему заказу Институтом повышения квалификации под руководством профессора Саитбаевой Эльвиры Равильевны был разработан проект «Сетевая организация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся». В течение двух недель интенсивно были проучены методисты, специалисты, администрации школ, педагоги, классные руководители и родители.

В короткое время на месте были освоены новые подходы к разработке элективных курсов, изучен целый арсенал новых методических средств и образовательных технологий и начато их применение на практике.

Как результат прохождения данных проблемных курсов педагогами города создан банк элективных курсов, которые были проэкспертированы преподавателями института повышения квалификации. Часть курсов вошла в региональный банк курсов по выбору.

Организация сетевой предпрофильной подготовки после прохождения проблемных курсов позволила г. Сорочинску в 2006г. стать областной экспериментальной площадкой по отработке сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сотрудничество с Институтом повышения квалификации продолжается. На сегодняшний день есть потребность в дальнейшей научно-методической поддержке профильного обучения.

Одна из актуальных проблем Российского образования - повышение его качества.

Высокое качество образования – стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамического развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку – потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла.  На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной.

Новые требования к выпускникам школ в условиях перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой включают формирование умений самостоятельно определять цели, формы успешной деятельности делать эффективный выбор в ситуации неопределенности. Учить этому сложно, т.к. сами учителя и руководители ОУ никогда этому не учились.

Анализ теоретической, практической и психологической подготовленности городской методической службы, руководящих и педагогических кадров к внедрению технологий компетентностно-ориентированного подхода к обучению обозначил ряд проблем:

-       недостаточный уровень компетентности методистов для активной реализации данного направления;

-       неготовность руководителей ОУ к позитивным изменениям;

-       консерватизм педагогов.

 В сентябре 2005г. нами была разработана комплексная программа мер по обучению кадров. Мы вышли с предложением к институту повышения квалификации о проведении проблемных курсов для мобильного состава слушателей. Лекции и практические занятия, проведенные преподавателями института в рамках проблемных курсов «Компетентностный подход в образовании: технологии реализации» под руководством профессора Зотовой Натальи Константиновны, проекты, разработанные слушателями курсов, стали началом городского эксперимента по апробации и внедрению в практику работы учителей технологий компетентностно-ориентированного подхода.

По завершении обучения на проблемных курсах было проведено анкетирование слушателей, которое позволило определить дальнейшее направление эксперимента.

Заведующей ГМК был разработан проект «Научно-методическая поддержка внедрения в образовательный процесс технологий компетентностно-ориентированного подхода».

При ГМК были созданы лаборатории продуктивного обучения, разработана программа деятельности по обеспечению научно-методической поддержки апробации и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода.

В вариативную часть учебных планов образовательных учреждений с 5 по 11 классы ввели курсы «Основы проектной деятельности», «Основы проектирования».

В конце учебного года совместно с институтом повышения квалификации, Региональным центром развития образования провели городскую конференцию по итогам эксперимента, где говорили об успехах, преимуществах, проблемах новой парадигмы обучения, отдельные педагоги, руководители ОУ и учащиеся презентовали свои проекты.

Изучение и внедрение технологий системно-деятельностного подхода повысили результативность наших педагогов и учащихся в различных региональных и российских конкурсах.

В настоящее время эксперимент вышел на новый уровень.

От этапа, на котором происходит накопление теоретических знаний и  апробации их в практике работы отдельных учителей, мы переходим к этапу широкого внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Поэтому те учителя, которые составляли основу творческих групп, диссемилируют свой опыт работы: выступают в роли тьюторов, проводят семинары-практикумы, мастер-классы, открытые уроки.

Но есть потребность научно-методической помощи педагогам по его внедрению уже в инвариативную часть учебного плана непосредственно по учебным областям. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с нашими партнерами и в этом году.

Городская методическая служба является одним из главных звеньев в системе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года отмечается, что повышение профессиональной компетентности педагогических кадров предусматривает «реорганизацию методической службы органов управления образованием, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга».

В связи с этим меняется и предназначение методической службы: не транслировать информацию, не давать рекомендации к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.

Системообразующим фактором в реализации маркетинговой деятельности по созданию условий для прогнозирования, организации и осуществления работы по повышению профессионального мастерства педагогов является изучение их образовательных потребностей через:

-       диагностирование (составление диагностических карт ОУ, которые содержат проблемные вопросы, темы, модули для каждого педагога ОУ);

-       индивидуальное собеседование;

-       изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

-       систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов;

-       формирование соц.заказа на образовательные услуги;

-       определение поля взаимодействия по реализации соц.заказа с ОУ города, с Институтом повышения квалификации, Региональным центром развития;

-       составление развернутого поименного списка социального заказа и его реализация.

Повышение ИКТ компетентности – подлинный  ресурс повышения качества и эффективности образования. Кроме того, ИКТ -  это направление, позволяющее значительно разнообразить формы повышения квалификации педагогов.

В этом направлении сложилась сетевая модель взаимодействия:

Городской информационно-ресурсный центр стал для педагогов ОУ лабораторией информационных технологий, деятельность которой нацелена:

-       на развитие единой муниципальной информационной образовательной среды;

-       на повышение качества образовательных услуг через внедрение ИКТ в педпрактику;

-       обеспечение информационного взаимодействия с Региональным центром развития, центрами дистанционного образования и Интернет-ресурсов и т.д.

В городе создана техническая основа внедрения современных информационных технологий в образовании. 3 года назад мы создали городской коммутационный узел; муниципальную информационную локальную сеть, соединившую все школы и городской информационный центр. Отработан муниципальный электронный документооборот. В каждой школе создана своя локальная сеть, объединившая администрацию, библиотеку, компьютерный класс и учебные кабинеты.

Формируется система внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление школой.

Во все ОУ закуплены учебно-методические комплексы программного обеспечения «1С: Хронограф Школа 2,5 проф» и «1С: Хронограф Школа  Мастер».

Администраторы информационных систем в школах прошли обучение через проблемные курсы, организованные в территории Региональным центром развития, велось очно-заочное консультирование по возникающим вопросам. Сейчас идет активное внедрение программного комплекса в управленческую практику.

Школа №7 принимает участие в проекте «Электронная учительская», при содействии Регионального центра развития начато обучение педагогов работе с программно-техническим комплексом.

Школа №3 стала городской экспериментальной площадкой по внедрению и апробации интегрированного информационного продукта «КМ-школа», объединяющего уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Создана инициативная команда, дистанционное, а затем очное обучение педагогов в среде «КМ-школа» волновым методом. Сегодня педагоги школы внедряют информационный продукт «КМ-школа» в свою практику.

В прошлом году учителя русского языка прошли обучение на дистанционных курсах. Изучение предложенного им пакета документов в удобное для них время в ИРЦ или школе,  методическая помощь, оказанная учителями, что прошли обучение как эксперты ЕГЭ на базе института повышения квалификации  позволили улучшить результаты учащихся на ЕГЭ. Средний балл учащихся стал выше (2005г.-3,8, 2006г. – 3,9), несмотря на то, что количество учащихся увеличилось (2005г.-128, 2006г. -149) .

На дистанционных курсах «Деятельность РМО/ГМО в условиях модернизации регионального образования» прошли обучение руководители ГМО. Обучение на данных курсах дало не только представление теоретических основ модернизации регионального образования, но и практически помогло смоделировать деятельность ГМО с учетом современных требований к образованию в этом учебном году.

Действительно, информационные технологии серьезно расширили возможности совершенствования и повышения эффективности роста профессиональной квалификации педагогов:

-       через программу Интел «Обучение для будущего» при серьезной поддержки РЦОИ тьюторами наших школ было проучено 184 педагога;

-       в двух школах города открыты 3 федеральные экспериментальные площадки в рамках программы «Учимся с Интел» ;

-       непроизвольным стимулом самообразования учителей является их участие в различных образовательных Интернет-порталах;

-       важным ресурсом повышения ИКТ- компетенции является участие педагогов в развитии городского и школьных сайтов, которые являются и источником информации, и ярмаркой педагогических идей, и средством повышения информационной культуры;

-       с 1 сентября все школы получили доступ к Федеральному центру цифровых образовательных ресурсов. Через городскую локальную сеть педагоги получили инструкции по использованию цифровых образовательных ресурсов и программное обеспечение для их использования в образовательном процессе;

-       в результате многогранной работы 70% педагогов города освоили ИКТ технологии и применяют их на своих уроках;

Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024