Четверг, 12.12.2024, 01:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Мини-чат
200

         Качество – вещь  забавная

Все о нем говорят, все с ним живут,

и каждый думает, что знает, что это такое.

Но лишь немногие придут к единому мнению

об определении качества.

Дж. Харрингтон

 

Формирование муниципальной системы оценки качества образования

  

Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации российского образования на период 2010 года – повышение качества  образования. Это означает, что именно управление качеством образования должно являться приоритетом деятельности как муниципальных органов управления образования так и ОУ.

 

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных  результатов, условиях их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

 

Под муниципальной системой оценки качества образования понимается совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.

 

Муниципальная система оценки качества признана обеспечить координацию деятельности систем оценки качества образования образовательных учреждений.

 

Нами сделаны первые шаги в этом направлении. Система контроля качества образования на муниципальном уровне:

         - Государственная система лицензирования образовательных  

            учреждений.

         - Государственная аккредитация ОУ.

         - Региональные и муниципальные срезы знаний.

         - Аттестация педагогических и руководящих работников.

         - Итоговая аттестация выпускников, ЕГЭ. Новая форма итоговой аттестации за курс основной школы.

         - Предметные олимпиады, конкурсы.

         - Муниципальная система мониторинга качества образования и качества образовательных услуг деятельности ОУ.

Однако они не соединены в единую информационную  систему, позволяющую оценить качество образования по всей системе его показателей, связанных с образовательными и личностными достижениями обучающихся с состоянием здоровья детей, с условиями образовательного процесса.

         - Лицензированы в нашей территории все ОУ 100%.

         - Аккредитация ОУ стала мощным рычагом контроля качества образования. 100% школ у нас имеют государственную аккредитацию. Завершаем процедуру аккредитации дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результаты контрольных срезов учащихся проведенные Министерством образования Оренбургской области, отражают фактическое состояние качества образования и свидетельствуют о достаточно высоком уровне знаний учащихся в среднем по городу 79,8% учащихся выполнили работу без «2», а именно:

 

в 4-х классах - 100% положительных результатов (без «2»)

в 9-х классах - 86%   положительных результатов (без «2»)

в 11-х классах - 73% положительных результатов (без «2»)

 

Независимая оценка качества образования через введение ЕГЭ является одной из главных задач модернизации образования. За два последних года наблюдается тенденция роста количества участников ЕГЭ.

          2005 – 127 участников ЕГЭ

         2006 – 149 участников ЕГЭ

         2007 – 156 участников ЕГЭ

Самыми многочисленными традиционно были русский язык и математика. Выше областной средняя школьная оценка по г.Сорочинску стабильно по русскому языку, литературе, биологии. Из 156 участников ЕГЭ 13 получили оценку «2», что составляет 8%.

 

Название предмета

Средняя школьная оценка по Оренбуржью

Средняя школьная оценка по г.Сорочинску

Русский язык

3,7

3,9

Биология

3,5

3,9

Литература

3,3

3,6

 

 

 Из 22 претендентов на медали по итогам учебного года и результатам ЕГЭ подтвердили свои знания и получили золотую медаль – 4  выпускника, серебряные медали –18  выпускников. Одна претендентка на медаль получила оценку «3» по английскому языку.

 

В целях совершенствования организации государственной (итоговой) аттестации в 9 классах, получения объективной оценки качества знаний выпускников основной школы и перехода к профильной старшей школе два года мы апробируем новые формы итоговой аттестации и новой системы оценивания учебных достижений выпускников 9 классов по русскому языку, алгебре, биологии и обществознанию.

Порядок организации, подготовки и проведения итоговой аттестации девятиклассников регламентировался нормативными документами (федерального, регионального и муниципального уровней). В нормативных документах были определены компетенции муниципальных органов управления образованием и ОУ:

         - Инструкция «По организации проведения новой формы государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в 2006-2007 уч.году

         - Положения о муниципальной экзаменационной и предметной комиссиях.

         - Инструкции для организаторов в аудиториях.

         - Созданы муниципальная экзаменационная комиссии по русскому языку, алгебре, биологии, обществознания для апробации проведения новой формы государственной аттестации учащихся 9 классов, муниципальная конфликтная комиссия.

 

Привлечены 13 представителей родительской общественности, аккредитованных к качестве общественных наблюдателей за ходом проведения новой формы итоговой аттестации за курс основной школы.

 

В организационно-техническом и информационном плане проведения итоговой аттестации за курс основной школы полностью использовалась инфраструктура ЕГЭ- при рассадке детей в аудиториях, выдаче индивидуальных пакетов, при формировании состава педагогов-организаторов в аудиториях. Серьезная работа была проведена в плане подготовки педагогов к введению новой формы итоговой аттестации.

 

Руководители ГМО математиков и биологов были проучены в Москве, дистанционное обучении прошли учителя-эксперты русского языка. Использовались и традиционные формы: совещания и  семинары, пресс-конференции, публикации методических рекомендаций и т.д.

 

Каков результат независимой оценки результатов обучения муниципальной экзаменационной комиссией?

         Русский язык – 399 учащихся – 100%, 99% успеваемость 70% качество

Алгебра – 142 учащихся – 34%, 95% успеваемость 36% качество

Биология – 139 учащихся – 33%, 100% успеваемость 88% качество

Обществознание – 119 уч-ся – 30%, 100% успеваемость 78% качество

 

Сравнение результатов экзамена в традиционной форме и новой форме позволяет сделать вывод о том, что школьники более успешно выполняют экзаменационную работу по модели новой формы итоговой аттестации.

 

Экспериментальный экзамен по русскому языку является оптимальным с точки зрения соответствия требованиям стандарта. Он проверяет более широкий спектр умений, связанный с 3 видами речевой деятельности (чтением, слушанием, письмом), тогда как традиционная форма позволяет оценить сформированность лишь 2 видов речевой деятельности (слушание, письмо).

 

Ни наш взгляд новая форма экзамена позволяет адекватно оценивать уровень обученности  выпускников основной школы при усложнении содержания итоговой аттестации.

 

Успешность любого эксперимента оценивается по достижению его цели и выполнения поставленных задач.

 

В качестве основных задач эксперимента по апробации новых форм итоговой аттестации 9 классов были определены:

         - отработка структуры экзаменационной работы ее содержания и уровня сложности;

         - определение оптимального времени на выполнение работы;

         - определение критериев оценивания;

         - получение объективной оценки обучения 9 классников;

         - оптимальное формирование профильных классов

 

Проведенный анализ показал, что положительными аспектами внедрения новой формы итоговой аттестации в основной школе оказались:

         - достаточный уровень сложности предложенных работ по всем предметам для учащихся ОУ,

          - оптимальность времени, отведенного на проведение экзаменов,

         - использование двух показателей при оценивании работ учащихся позволяют объективно определить уровень сформированности предметных  компетенций выпускников основной школы, дающей достоверную информацию об усвоении элементов базового содержания,

         - усиление контроля за качеством знаний выпускников и уровнем преподавания учебного предмета,

         - объективностью выставления годовых отметок,

         - повышение ответственности к учебному процессу учащихся и их родителей.

 

Вместе с тем участие в эксперименте выявило необходимость:

         - внедрения информационных технологий при проверке тестовых части экзаменационной работы,

 

Увеличение количеств вариантов экзаменационных работ,

         - необходимость совершенствования мониторинга (увеличения показателей),

         - использовании компьютерных программ, при  обработке результатов.

 

В этом учебном году мы сделали еще один шаг для формирования муниципальной системы оценки качества образования. Мы начали проводить мониторинг. Мы разработали Положение о мониторинге качества образования и качества образовательных услуг.

 

Целями мониторинга является:

         - получение, обобщение и анализ информации о состоянии сферы образования и основных показателях ее функционирования;

         - определение уровня обученности выпускников, уровня успешности обучающихся и их социализации;

         - осуществление оценок и прогнозирования тенденций развития для принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

 

Основные направления мониторинга:

         - уровень учебных и внеучебных достижений обучающихся (26 позиций).

         - эффективность воспитательной работы (30 позиций).

         - состояние здоровья обучаемых,

         - ресурсное обеспечение (59 позиций),

         - эффективность управленческой деятельности (22 позиции),

         - конкурсная деятельность участников образовательного процесса в рамках ПНПО (37 позиций).

 

Квалифицированный анализ информации полученной в ходе мониторинга даст возможность глубоко изучить качество знаний учащихся, уровень преподавания, эффективность воспитательной работы, определить  факторы положительного и отрицательно влияющие на формирование итоговых показателей работы учреждения, в конечном итоге, дать оценку эффективности всей работы по обеспечению качества образования.

 

С учетом Самарского опыта мы разработали рейтинговую систему оценивания деятельности ОУ. Она несколько отличается от существующих систем, таких как аккредитация, мониторинг знаний учащихся, ЕГЭ тем, что она предполагает общий подход к оценки деятельности учреждений образования, предполагает максимальную полноту информации, открытость, прозрачность и объективность данной оценки, определение эффективность работы ОУ. Внедряя рейтинговую систему оценки деятельности ОУ, мы исходили из понимания эффективности как большей действенности, большей результативности.

 

Эффективность мы рассматриваем в двух аспектах – учебном (качество подготовленности учащихся) и социальном (реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой как социальным институтом).

 

Рейтинговая система объединяет ОУ, повышает управляемость всей муниципальной системой образования, представляет результаты к открытому обсуждению общественностью и педагогическим сообществом.

 

Рейтинг – это не столько база данных, сколько средство управления.

Руководитель видит не только, какое место занимает его учреждение в ряду себе подобных (хотя и это немало важно), а и по каким показателям у него провал и на что необходимо обратить особое внимание в дальнейшем.

 

Мы провели рейтингование ОУ за прошлый год по 174 показателям и составили их рейтинг, довели до сведения всех участников образовательного процесса. Сегодня мы вышли с предложением на сессию депутатов городского совета о дифференцированной оплате руководителей ОУ на основе этого рейтинга.

 

В той или иной степени в образование вовлечено большинство населения страны. Ход реформ в это области, как ни в какой другой сфере, требует общественного понимания и поддержки, и в конечном итоге, создания институтов общественного участия в управлении всей системой. Однако приходится констатировать, что образование является одной из лидирующих сфер общественной жизни по масштабам взаимонепонимания, ложных представлений, количеству мифов и отсутствию контактов между государством и обществом.

 

Одним из наиболее эффективных инструментов информационного обеспечения является отчетность учебный заведений и органов управления образования в СМИ. А это предполагает подготовку, публикацию, распространение и организацию обсуждения регулярных публичных докладов об их состоянии и результатах деятельности.

 

При всем разнообразии имеющихся публикаций достаточно редки были случаи целевой ориентации докладов на конкретные группы пользователей, тем более на тех, кто не является работником системы образования.

 

Мы заключили договора о постоянном сотрудничестве с местной газетой «Сорочинский вестник» и телекомпанией «Веста». Предусмотрев при этом:

         - еженедельный выпуск «Новости образования»,

         - еженедельную страничку по четко определенной тематике «ПНПО в действии», «Директорский клуб», «Публичный отчет ОУ», «Родительский вестник», «Спортивный курьер», «Советы специалиста», «Вести из  детской организации» и т.д., «Лидеры образования»

         - ежеквартальные аналитические полосы-публикации «Образование г. Сорочинска сегодня, перспективы на завтра…»

 

Школы в этом году провели публичные отчеты перед своими родителями и социумом, на которых наряду с традиционным отчетным докладом были представлены отчет художественных коллективов школы, выставки поделок детей с последующей продажей, презентации проектов детей самой различной направленности.

 

Т.о. в нашем небольшом городе намечены контуры муниципальной системы оценки качества, которая позволит нам решить задачи:

         - получение, обновление банка объективной информации о результатах  деятельности системы образования по всем направлениям деятельности для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества образования;

         - повышение открытости образования за счет информирования потребителей образовательных услуг о результатах деятельности системы образования для принятия ими жизненно важных решений;

         - обеспечение проведения внешней независимой оценки деятельности ОУ, достижений школьников.

 

Высокая значимость решения этих задач  обусловлена модернизационными процессами в образовательной сети, созданием ОУ нового вида, внедрением  различных моделей обучения, развитием инновационных процессов, введением внешней независимой процедуры итоговой аттестации выпускников.   

Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024