Глубокие социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации и системы образования, которая является стратегическим ресурсом экономического роста через обеспечение подготовки конкурентоспособных производительных сил.
Сегодня очевидно, что реализация стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы - возможна через серьезные изменения, а именно:
-новые образовательные стандарты;
-индивидуализацию образования (в первую очередь через профильную старшую школу);
-новую систему оценки качества образования;
-становление новых организационно-правовых форм в общем образовании;
-участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);
-систему предшкольного образования;
-информатизацию общего образования.
Каждая из этих позиций требует ясного понимания, принятия глубокого изучения сути простым учителем и руководителем. К нашему сожалению, до сего времени значительная часть педагогов имеетвесьма смутные представления об этом.
Сложившаяся ситуация требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах повышения квалификациипедагогов.
Как известно, от профессионализма педагогов и их общей культуры напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Руководитель и педагог являются связующим звеном в цепи «наука-практика».
Это требует качественного обновления всей системы повышения профессиональной квалификации педагогов, интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта.
Все это находит отражение в практической деятельности педагогического сообщества малого города Оренбуржья - Сорочинска.
По завершению реализации муниципальной программы «Педагогические кадры г. Сорочинска 2003-2006гг» были решены вопросы:
-о повышении образовательного уровня учителей (сегодня 81% педагогов имеют высшее образование, третий год работает представительство государственного педагогического университета в г. Сорочинске по трем факультетам, где обучаются заочно 42 педагога школ города);
-отработана система прохождения курсовой подготовки педагогов: 20% педагогов ежегодно повышают свой профессиональный уровень;
-значительно повышен уровень категорийности педагогов: 83% учителей имеют квалификационную категорию;
-68% руководителей ОУ прошли обучение на курсах «Менеджмент организации» и имеют высшую квалификационную категорию;
-все специалисты ОО и методисты ГМК прошли курсовую подготовку и процедуру аттестации на предмет соответствия.
Таким образом, у нас появилась возможность и потребность качественного обновления повышения профессиональной компетентности наших педагогов и руководителей, обновления его содержания и форм:
-краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;
-краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогического коллектива;
-проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;
-проблемные предметные курсы для учителей одной предметной области;
-дистанционное обучение;
-обучение по индивидуальному маршруту;
-Интернет – форумы, конкурсы, ЧАТЫ, Интернет - государство учителей;
-фестиваль открытых уроков;
-методические семинары, семинары-практикумы;
-открытые методические площадки на базе ОУ победителей ПНПО;
-методические дни, недели в ОУ;
-участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
В последние 3 года значительно расширен диапазон взаимодействия с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского Государственного Педагогического Университета.
Наряду с традиционной курсовой подготовкой при институте, практикуется проведение курсовой подготовки педагогов на месте, проведениепроблемных курсов для групп педагогов из разных ОУ, работающих над реализацией обозначенной проблемы или для всего педагогического коллектива в целом.
Успех инновационной деятельности, связанный с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, во многом зависит от продуктивного взаимодействия коллективов образовательных учреждений как друг с другом, так и с методическими учреждениями разного уровня.
По нашему заказу Институтом повышения квалификации под руководством профессора Саитбаевой Эльвиры Равильевны был разработан проект «Сетевая организация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся». В течение двух недель интенсивно были проучены методисты, специалисты, администрации школ, педагоги, классные руководители и родители.
В короткое время на месте были освоены новые подходы к разработке элективных курсов, изучен целый арсенал новых методических средств и образовательных технологий и начато их применение на практике.
Как результат прохождения данных проблемных курсов педагогами города создан банк элективных курсов, которые были проэкспертированы преподавателями института повышения квалификации. Часть курсов вошла в региональный банк курсов по выбору.
Организация сетевой предпрофильной подготовки после прохождения проблемных курсов позволила г. Сорочинску в 2006г. стать областной экспериментальной площадкой по отработке сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Сотрудничество с Институтом повышения квалификации продолжается. На сегодняшний день есть потребность в дальнейшей научно-методической поддержке профильного обучения.
Одна из актуальных проблем Российского образования - повышение его качества.
Высокое качество образования – стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамического развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку – потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла.На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной.
Новые требования к выпускникам школ в условиях перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой включают формирование умений самостоятельно определять цели, формы успешной деятельности делать эффективный выбор в ситуации неопределенности. Учить этому сложно, т.к. сами учителя и руководители ОУ никогда этому не учились.
Анализ теоретической, практической и психологической подготовленности городской методической службы, руководящих и педагогических кадров к внедрению технологий компетентностно-ориентированного подхода к обучению обозначил ряд проблем:
-недостаточный уровень компетентности методистов для активной реализации данного направления;
-неготовность руководителей ОУ к позитивным изменениям;
-консерватизм педагогов.
В сентябре 2005г. нами была разработана комплексная программа мер по обучению кадров. Мы вышли с предложением к институту повышения квалификации о проведении проблемных курсов для мобильного состава слушателей. Лекции и практические занятия, проведенные преподавателями института в рамках проблемных курсов «Компетентностный подход в образовании: технологии реализации» под руководством профессора Зотовой Натальи Константиновны, проекты, разработанные слушателями курсов, стали началом городского эксперимента по апробации и внедрению в практику работы учителей технологий компетентностно-ориентированного подхода.
По завершении обучения на проблемных курсах было проведено анкетирование слушателей, которое позволило определить дальнейшее направление эксперимента.
Заведующей ГМК был разработан проект «Научно-методическая поддержка внедрения в образовательный процесс технологий компетентностно-ориентированного подхода».
При ГМК были созданы лаборатории продуктивного обучения, разработана программа деятельности по обеспечению научно-методической поддержки апробации и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода.
В вариативную часть учебных планов образовательных учреждений с 5 по 11 классы ввели курсы «Основы проектной деятельности», «Основы проектирования».
В конце учебного года совместно с институтом повышения квалификации, Региональным центром развития образования провели городскую конференцию по итогам эксперимента, где говорили об успехах, преимуществах, проблемах новой парадигмы обучения, отдельные педагоги, руководители ОУ и учащиеся презентовали свои проекты.
Изучение и внедрение технологий системно-деятельностного подхода повысили результативность наших педагогов и учащихся в различных региональных и российских конкурсах.
В настоящее время эксперимент вышел на новый уровень.
От этапа, на котором происходит накопление теоретических знаний иапробации их в практике работы отдельных учителей, мы переходим к этапу широкого внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Поэтому те учителя, которые составляли основу творческих групп, диссемилируют свой опыт работы: выступают в роли тьюторов, проводят семинары-практикумы, мастер-классы, открытые уроки.
Но есть потребность научно-методической помощи педагогам по его внедрению уже в инвариативную часть учебного плана непосредственно по учебным областям. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с нашими партнерами и в этом году.
Городская методическая служба является одним из главных звеньев в системе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года отмечается, что повышение профессиональной компетентности педагогических кадров предусматривает «реорганизацию методической службы органов управления образованием, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга».
В связи с этим меняется и предназначение методической службы: не транслировать информацию, не давать рекомендации к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.
Системообразующим фактором в реализации маркетинговой деятельности по созданию условий для прогнозирования, организации и осуществления работы по повышению профессионального мастерства педагогов является изучение их образовательных потребностей через:
-диагностирование (составление диагностических карт ОУ, которые содержат проблемные вопросы, темы, модули для каждого педагога ОУ);
-индивидуальное собеседование;
-изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
-систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов;
-формирование соц.заказа на образовательные услуги;
-определение поля взаимодействия по реализации соц.заказа с ОУ города, с Институтом повышения квалификации, Региональным центром развития;
-составление развернутого поименного списка социального заказа и его реализация.
Повышение ИКТ компетентности – подлинныйресурс повышения качества и эффективности образования. Кроме того, ИКТ -это направление, позволяющее значительно разнообразить формы повышения квалификации педагогов.
В этом направлении сложилась сетевая модель взаимодействия:
Городской информационно-ресурсный центр стал для педагогов ОУ лабораторией информационных технологий, деятельность которой нацелена:
-на развитие единой муниципальной информационной образовательной среды;
-на повышение качества образовательных услуг через внедрение ИКТ в педпрактику;
-обеспечение информационного взаимодействия с Региональным центром развития, центрами дистанционного образования и Интернет-ресурсов и т.д.
В городе создана техническая основа внедрения современных информационных технологий в образовании. 3 года назад мы создали городской коммутационный узел; муниципальную информационную локальную сеть, соединившую все школы и городской информационный центр. Отработан муниципальный электронный документооборот. В каждой школе создана своя локальная сеть, объединившая администрацию, библиотеку, компьютерный класс и учебные кабинеты.
Формируется система внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление школой.
Во все ОУ закуплены учебно-методические комплексы программного обеспечения «1С: Хронограф Школа 2,5 проф» и «1С: Хронограф ШколаМастер».
Администраторы информационных систем в школах прошли обучение через проблемные курсы, организованные в территории Региональным центром развития, велось очно-заочное консультирование по возникающим вопросам. Сейчас идет активное внедрение программного комплекса в управленческую практику.
Школа №7 принимает участие в проекте «Электронная учительская», при содействии Регионального центра развития начато обучение педагогов работе с программно-техническим комплексом.
Школа №3 стала городской экспериментальной площадкой по внедрению и апробации интегрированного информационного продукта «КМ-школа», объединяющего уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Создана инициативная команда, дистанционное, а затем очное обучение педагогов в среде «КМ-школа» волновым методом. Сегодня педагоги школы внедряют информационный продукт «КМ-школа» в свою практику.
В прошлом году учителя русского языка прошли обучение на дистанционных курсах. Изучение предложенного им пакета документов в удобное для них время в ИРЦ или школе, методическая помощь, оказанная учителями, что прошли обучение как эксперты ЕГЭ на базе института повышения квалификации позволили улучшить результаты учащихся на ЕГЭ. Средний балл учащихся стал выше (2005г.-3,8, 2006г. – 3,9), несмотря на то, что количество учащихся увеличилось (2005г.-128, 2006г. -149) .
На дистанционных курсах «Деятельность РМО/ГМО в условиях модернизации регионального образования» прошли обучение руководители ГМО. Обучение на данных курсах дало не только представление теоретических основ модернизации регионального образования, но и практически помогло смоделировать деятельность ГМО с учетом современных требований к образованию в этом учебном году.
Действительно, информационные технологии серьезно расширили возможности совершенствования и повышения эффективности роста профессиональной квалификации педагогов:
-через программу Интел «Обучение для будущего» при серьезной поддержки РЦОИ тьюторами наших школ было проучено 184 педагога;
-в двух школах города открыты 3 федеральные экспериментальные площадки в рамках программы «Учимся с Интел» ;
-непроизвольным стимулом самообразования учителей является их участие в различных образовательных Интернет-порталах;
-важным ресурсом повышения ИКТ- компетенции является участие педагогов в развитии городского и школьных сайтов, которые являются и источником информации, и ярмаркой педагогических идей, и средством повышения информационной культуры;
-с 1 сентября все школы получили доступ к Федеральному центру цифровых образовательных ресурсов. Через городскую локальную сеть педагоги получили инструкции по использованию цифровых образовательных ресурсов и программное обеспечение для их использования в образовательном процессе;
-в результате многогранной работы 70% педагогов города освоили ИКТ технологии и применяют их на своих уроках;